Что будет, если в дизель залить бензин
Заливка бензина в двигатель, работающий на дизельном топливе, представляет серьезную угрозу для силового агрегата. Однако вред, причиненный вследствие такой ошибки, можно свести к минимуму, если знать, что будет, если заправить дизель бензином — и вовремя принять меры.
Бензин и дизельное топливо: в чем разница?
Хотя в производстве бензина и дизельного топлива используется одно сырье, оно обрабатывается в разных условиях и на основе разных технологий. Именно благодаря этой разнице составы приобретают определенные свойства и характеристики, позволяющие использовать их для силовых агрегатов того или иного типа.
В результате обработки в химическом составе бензина и дизельного топлива появляются определенные расхождения. При этом их характеристики полностью соответствуют потребностям моторов, для которых они предназначены.
Характеристика | Бензин | Дизельное топливо |
---|---|---|
Количество атомов углерода в составе | 5–12 | 10–22 |
Температура вспышки | -43°C | +62°C |
Плотность | 720–780 кг/м³ | 850–920 кг/м³ |
Вязкость | Низкая | Высокая, даже при пониженных температурах |
В каких двигателях используется | Бензиновых с искровым зажиганием | Дизельных с компрессионным зажиганием |
В различиях характеристик и кроется ответ на вопрос, что будет, если залить в дизель бензин. Двигатели настроены под топливо с определенным свойствами, и, если его характеристики меняются, они уже не могут работать надлежащим образом. В лучшем случае снижается производительность мотора, в худшем — он ломается без возможности восстановления.
Особенности работы бензиновых и дизельных двигателей
Ключевое различие между силовыми агрегатами данного типа кроется в создании условий для воспламенения и сгорания топлива. В бензиновых моторах используется так называемое искровое зажигание: топливно-воздушная смесь, находящаяся под давлением поршня, воспламеняется искрой, полученной от свечи зажигания. При этом бензин обладает высоким октановым числом; именно благодаря ему топливо сгорает плавно и равномерно, а риск детонации — неконтролируемого воспламенения — сводится к минимуму.
В отличие от бензиновых дизельные силовые агрегаты работают на основе компрессионного зажигания. В результате интенсивного сжатия воздуха в цилиндре его температура повышается, а попадающее к нему после впрыскивания дизельное топливо воспламеняется самостоятельно. Состав обладает высоким цетановым числом, что позволяет ему быстро загораться от контакта с горячим воздухом и под определенным давлением. При создании благоприятных условий топливо сгорает медленнее и эффективнее — так повышается крутящий момент и экономичность двигателя.
Если дизель заправить бензином, топливо не даст нужной реакции из-за несоответствующего химического состава, и двигатель не сможет работать должным образом. То же самое произойдет, если залить дизель в бензиновый двигатель: состав не обладает требуемым октановым числом и не сможет обеспечить нужную интенсивность и равномерность воспламенения.
Попадание бензина в дизельный двигатель: последствия
Причины заливки бензина в силовой агрегат, работающий на дизельном топливе, могут быть разными — от халатности или случайности до элементарного незнания техники или путаницы с емкостями. В любом случае, попадание в мотор топлива с ненадлежащими характеристиками приводит к серьезным проблемам вплоть до капитального ремонта.
Нарушения в работе топливной аппаратуры
Если залить бензин в дизельный двигатель, то первым пострадает именно топливный аппарат. Форсунки и топливные насосы таких силовых агрегатов сконструированы и настроены именно на работу с дизельным топливом, обладающим необходимыми смазывающими свойствами и надлежащим уровнем вязкости.
У бензина вязкость значительно ниже, поэтому выполнять функции смазки он не может. Уже с первых минут работы дизельного мотора на таком топливе перегреваются цилиндры и поршни, а форсунки забиваются и выходят из строя за несколько часов или дней. Кроме того, прочие компоненты мотора изнашиваются за очень короткий период.
Последствиями износа становятся утечки топлива, резкое снижение давления и производительности. Для решения возникшей проблемы может потребоваться как замена насоса и форсунок, так и масштабный ремонт с заменой большей части компонентов — а при серьезных повреждениях и покупка нового силового агрегата.
Ненадлежащая работа двигателя
Разница в условиях воспламенения также влечет за собой риски при неправильном использовании топлива. Если залить бензин в дизельную машину, то последствия для силового агрегата могут быть следующими:
- повреждение цилиндров и поршней из-за некорректного сгорания топлива уже через несколько дней;
- заметное снижение производительности двигателя;
- быстрый износ компонентов мотора;
- образование отложений на свечах и в камерах сгорания.
Проблемы с двигателем можно заметить не сразу. Однако если залить вместо дизеля бензин и, не зная об этом, продолжать эксплуатацию автомобиля, уже вскоре мотор перегреется и полностью выйдет из строя.
Что делать, если в дизельный двигатель залит бензин?
Ошибку часто обнаруживают еще на этапе заправки двигателя: кто-то замечает надпись на емкости или колонке, кто-то обращает внимание на запах и цвет, не соответствующий характеристикам дизельного топлива. В более опасных случаях проблема дает о себе знать уже в ходе эксплуатации двигателя. Независимо от ситуации необходимо принять следующие меры:
- Ни в коем случае не запускать двигатель. Бензин сразу же будет задействован в топливной системе, и негативное воздействие неподходящего состава на мотор начнется с первых минут.
- Обязательно слить топливо и промыть систему. Если вместо дизеля залит бензин, его необходимо полностью слить из бака и промыть топливную систему чистой соляркой либо специальными растворителями, чтобы удалить остатки как самого состава, так и его смеси.
- Заправить машину качественным горючим и проверить работу двигателя. Желательно залить бак до максимума: в этом случае даже остатки бензина не окажут серьезного влияния на компоненты мотора.
Если бензин залит в дизель, и двигатель еще не успел поработать, быстрое и полноценное удаление неподходящего топлива из системы позволит обойтись без последствий. Ситуация намного хуже, если ошибка выявилась уже в ходе движения или после того, как мотор поработал какое-то время. В этом случае необходимо больше не запускать двигатель или как можно скорее остановиться и вызвать эвакуатор для доставки машины в сервис.
На станции техобслуживания специалисты удалят топливо из системы, проверят, не поврежден ли двигатель, и при необходимости проведут ремонт. Все это требует времени и средств — но куда меньших, чем при серьезной поломке и безвозвратном выходе двигателя из строя.
Что будет, если в бензиновый двигатель залить дизельное топливо?
Попадание дизельного топлива в силовой агрегат, работающий на бензине, также может нанести ему непоправимый вред. Данный тип горючего отличается большей вязкостью, воспламеняется значительно медленнее и при более высокой температуре. Бензиновый двигатель не может обеспечить нужные условия для сжатия и воспламенения горючего, поэтому зачастую даже не запускается.
Если завести бензиновый мотор при заправке дизельным топливом все же получилось, риск серьезного ущерба для его компонентов многократно возрастает. В числе наиболее распространенных последствий:
- заметное снижение мощности мотора;
- нагар на свечах, приводящий к детонации, пропускам зажигания и ухудшению динамики разгона;
- засорение форсунок, требующее в дальнейшем их профессиональной чистки или замены;
- повреждение бензонасоса и катализатора.
В худшем случае, если залит дизель вместо бензина, двигатель также полностью выходит из строя или требует капительного ремонта или покупки нового.
Что делать при попадании дизельного топлива в бензиновый двигатель?
Причины ошибки в выборе горючего все те же — от случайно перепутанных шлангов на заправке до хранения в емкостях с неверной маркировкой. Если дизель залит в бензиновый двигатель, порядок действий такой же, как и при попадании бензина в силовой агрегат, работающий на дизельном топливе:
- незамедлительное удаление неподходящего горючего из топливной системы;
- промывка и очистка системы специальными средствами;
- заправка качественным бензином и тестирование работы двигателя;
- если проблема обнаружена при работающем моторе - немедленная остановка и вызов эвакуатора до автосервиса.
Чтобы избежать подобных промахов, необходимо как следует убедиться, какой мотор установлен на машину, и тщательно проверять маркировку заправочных пистолетов и емкостей с горючим. Лучше перестраховаться и потратить лишние пару минут, чем потом выяснять, что делать, если залил дизель вместо бензина, или как избавиться от бензина, случайно попавшего в бак дизельного автомобиля.